Правила

Общие правила пользования информационно-ресурсным центром

1. Общие положения
1.1. Деятельность информационно-ресурсного центра (ИРЦ) основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.

1.2. Пользование ИРЦ бесплатное, перечень отдельных видов платных услуг, оказываемых ИРЦ, размер их оплаты определяются в законодательном порядке.

2. Основные задачи ИРЦ
2.1. Формирование, сохранение и предоставление универсальных информационных ресурсов, фонда национальных и зарубежных изданий (печатных, аудиовизуальных, электронных и др.).

2.2. Предоставление пользователям возможности получения документов и других материалов, находящихся в ИРЦ и информационно библиотечном центре (ИБЦ) региона.

З. Права и обязанности пользователей
3.1. Право пользования ИРЦ предоставляется всему населению, проживающему на территории, обслуживаемой данным ИРЦ, независимо от гражданства, возраста, социальной и иной принадлежности, а также предприятиям, учреждениям и организациям.

3.2. Пользователи имеют право: 

  • получать во временное пользование любые документы из фонда ИРЦ, а также заказывать и получать печатные или электронные копии документов из ИБЦ региона и других библиотек через систему электронной доставки документов.
  • пользоваться библиографическим, справочно-информационным обслуживанием и другими видами услуг, оказываемых ИРЦ.
  • принимать участие в информационно-массовых мероприятиях, проводимых ИРЦ.
  • избирать и быть избранными в общественный совет ИРЦ.

3.3. Для записи в ИРЦ пользователи предъявляют свидетельство о рождении, паспорт или документ, его заменяющий, необходимое количество фотографий и сообщают сведения для оформления читательского билета и регистрационной карточки. Иногородние граждане получают временный читательский билет на основании предъявления паспорта или документа, его заменяющего.
Иностранные граждане получают билет на основании паспорта своей страны или другого документа, удостоверяющего личность, оформленных в установленном порядке.

3.4. Количество документов, выдаваемых пользователям в единовременное пользование, регламентируется ИРЦ индивидуально. Редкие и ценные издания и документы, а также неопубликованные материалы, предоставляются пользователям в установленном порядке.

3.5. В случае отсутствия в фондах ИРЦ необходимых документов, пользователи могут получить их копии из ИБЦ региона.

3.6. Пользователи обязаны бережно относиться к документам и другим материалам, полученным в ИРЦ. При получении документов и материалов пользователь должен их просмотреть и в случае обнаружения каких-либо дефектов сообщить об этом работнику ИРЦ.

3.7. Лица, причинившие ущерб фонду ИРЦ, несут материальную, уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательством.

3.8. Пользователи, утратившие документы и материалы из фонда ИРЦ, либо причинившие им невосполнимый ущерб, обязаны заменить их соответственно такими же документами и материалами или признанными работниками ИРЦ равноценными (в том числе и копиями), а при невозможности замены возместить в кратном размере их стоимость. Кратность определяется специалистами ИРЦ или привлеченными специалистами, исходя из ценности утраченного или испорченного документа и в соответствии с действующими регламентирующими документами.

3.9. За нарушение правил пользования ИРЦ пользователи могут быть лишены права пользования ИРЦ на сроки, установленные администрацией ИРЦ.

4. Обязанности ИРЦ по обслуживанию пользователей
4.1. Осуществлять учет, хранение и использование находящихся в фондах ИРЦ документов и материалов в соответствии с установленными правилами, обеспечивающими их сохранность; вести справочно-библиографический аппарат, в том числе электронный каталог.

4.2. ИРЦ обязан: 

  • обеспечивать пользователям возможность пользоваться всеми информационными ресурсами ИРЦ и за его пределами.
  • изучать и наиболее полно удовлетворять запросы пользователей.
  • совершенствовать библиотечное, библиографическое, справочно- информационное обслуживание, используя в этих целях различные формы индивидуальной и групповой работы с пользователями.
  • обеспечивать высокую культуру и профессионализм в обслуживании пользователей, оказывать необходимую помощь в розыске и получении необходимых документов и материалов.
  • осуществлять дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание с предоставлением информационных ресурсов на различных носителях на основе изучения интересов и информационных потребностей пользователей.
  • создавать условия для реализации самостоятельности в обучении по розыску необходимой информации и способствовать развитию навыков самообучения.
  • в случае отсутствия в фондах необходимых документов и материалов, проводить их розыск и предоставлять их через систему межбиблиотечного абонемента, в том числе и международного.
  • на высоком уровне проводить массовые мероприятия; способствовать созданию положительного имиджа ИРЦ, рекламировать фонды и услуги, предоставляемые ИРЦ, изучать потребности пользователей и создавать новые услуги в соответствии с их пожеланиями.